Священномученик Григорий Аверин (1889–†1937)

Пресвитер

Дни памяти

20 сентября

8 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

30 августа (переходящая) - Собор Кузбасских святых


« Вы знаете, куда и к Кому мы идем»


24 января 1889 года в селе Покровское Юрьевецкого уезда Костромской губернии родился мальчик, которому суждено было понести крест Христов и показать путь многим попавшим в теснину безбожия.

Григорий Иванович Аверин был старшим ребенком в большой, дружной, боголюбивой крестьянской семье. Отец его Иоанн показал детям пример безграничной любви к Богу и человеку: ни один нуждающийся не уходил не утешенным из этой семьи. С детских лет Григорий видел и чувствовал веру матери, благочестие отца и нес это доброе семя туда, где он находился – от школы, где он работал, до барака №6 в Ахпунском отделении Сиблага, где смиренно, благословляя обвинителей, пошел на смерть.

Зная беды и чаяния простого народа и понимая важность просвещения, Григорий Иванович выбирает стезю педагогической деятельности, в 1910 году заканчивает учительскую семинарию и поступает учителем в двухклассную церковно-приходскую школу в городе Кологриве.

г. Кологрив. Современный вид. Фото: https://dzen.ru/a/aBTQ52pMZBjq_5OJ

Желание перемен в народной жизни приводит Григория Аверина в кружок эсеров. Видя его искренность и горячую включенность в дело, члены кружка единогласно выбирают Григория председателем уездной земской управы, однако после февральских событий он полностью устраняется от участия в деятельности местных властей.

Вскоре в городе вспыхнуло крестьянское восстание, в котором часть эсеров была настроена участвовать, но Григорий Иванович настоял на невозможности насилия с их стороны, однако после жестокого подавления восстания все участники кружка, в том числе и Григорий Аверин, были арестованы и год находились под следствием. ЧК не удалось доказать причастность Григория Ивановича к восстанию, и он был освобожден.

За четыре месяца в тюрьме произошел переворот в духовной жизни будущего исповедника: происходит встреча со Христом и он становится искренним и верным соработником Господа.

В сентябре 1920 года он устроился на службу в библиотеку Костромского педагогического института, а через год поступил в этот институт учиться. Через два месяца архиепископ Костромской Севастиан (Вести) рукоположил его в сан священника. Первое время о. Григорий служил в Костроме, а затем в селе Ильинском, рядом с Макарьевским монастырем.

Епископ Севастиан (Вести), архиепископ Костромской и Галичский. Фото: https://drevo-info.ru/pictures/15455.html

Имея жизнь самую простую, даже аскетичную, отец Григорий молитве посвящал все свое время. Дар слова и милосердное отношение к любому приходящему к нему, способность утешить и поделиться верой привлекали к о. Георгию страждущих и отчаявшихся найти путь в смутное безвременье.

Андрей Белорусов свидетельствовал, что о. Григория он знал с того времени, когда тот приехал служить к ним в село в 1921 году. Но близко познакомился с ним во время голода на следующий год. Семья большая, девять человек детей, все съестные припасы подошли к концу, помощи ждать неоткуда, и не было надежды, что хватит сил дожить до нового урожая. И Андрей решил покончить с жизнью. Но Господь милостив. Накануне приведения в исполнение своего замысла он встретил о. Григория. Священник стал его уговаривать оставить эти мысли: «Ты же не только себя погубишь, но всю семью. Без тебя они не смогут встать на ноги. Этим поступком ты не только одного себя убьешь, но и детей». А детей, семью Андрей любил. Страх перед голодной смертью семьи и толкал его к самоубийству, чтобы не видеть всего этого ужаса кончины близких. И Андрей как очнулся от наваждения. Искушение прошло, унылые мысли отступили. После голодного года хозяйство поправилось, уже были лошадь, жеребенок, две коровы, теленок и четыре овцы. Но главная радость была даже не от того, что удалось восстановить хозяйство, главное было, что он обрел глубокую веру и теперь во все воскресные дни и в праздники непременно шел в храм. Он стал приглашать священника к себе в дом проводить беседы с верующими на религиозные темы.

После праздника Успения в 1929 году о. Григорий был вновь арестован.

Он обвинялся «в том, что состоял священником в селе Ильинском Юрьевецкого района, вел антисоветскую агитацию, призывал, чтобы крестьяне в коммунистическую партию не вступали...» Еще о. Григория обвиняли в том, что он поддерживает тесные отношения со священниками Кинешемского округа, в частности, с Владимиром Каллистовым: они переписываются, часто друг друга навещают, обсуждают церковные и политические вопросы. Вспомнили и о том, что в доме Андрея Белорусова о. Григорий проводил беседы с молодежью и, главное, что его церковь посещает слишком много паломников. Это не может быть терпимо властью.

Отец Григорий виновным в предъявленных ему обвинениях себя не признал.

Особое Совещание ОГПУ 3 января 1930 года приговорило отца Григория и проходящего с ним по одному делу священника Владимирова Каллистова к пятилетнему заключению в лагерь.


Григорий Аверин. Кинешемская тюрьма. 1929 год. 

Вернувшись из заключения, о. Григорий стал служить в селе Симеон Пучежского района Ивановской области. Большинство храмов было захвачено обновленцами, но зачастую они оставались пустыми – жители обходили их стороной, и священники, не принятые церковной общиной, были вынуждены покинуть их.

Возгорелась снова в приходе духовная жизнь. Пройдя горнило испытаний, о. Григорий еще более утвердился в вере и всю повседневную жизнь строил на твердом фундаменте Христовых заповедей. Истосковавшиеся по Христу люди потянулись на свет о. Григория. Свобода во Христе не устраивала местные власти: крестьяне выходили из колхоза, дабы иметь время на воскресную молитву, нуждающиеся и обедневшие в голодные годы были накормлены из средств общины, что также бросало тень на «достойную» жизнь при новой власти, жители села открыто сетовали на попранные святыни.

Арест в сентябре 1935 года не был неожиданностью для о. Григория, и он был внутренне спокоен и собран. Праведник знал, почему и за что страдал.

3 марта 1936 года Особое Совещание НКВД приговорило священника Григория Аверина к трем годам исправительно-трудового лагеря. Голгофой стал для о. Григория сибирский рудник в Темиртау Новосибирской области (ныне Кемеровская область – Кузбасс), который являлся отделением Горшорлага. После медицинского освидетельствования его признали неспособным к тяжелому физическому труду и поставили сначала счетоводом, а потом дневальным в бараке. Держался о. Григорий в лагере с большим достоинством: всякому при встрече с ним было ясно, что перед ним священник. И если спрашивали, в чем его упование, он всегда давал прямой, неуклончивый ответ.


Поселок Темиртау Кемеровской области. Фото: собственность участников проекта


В начале сентября 1937 года против священника было начато новое «дело». Когда оно было закончено, то половину его занял акафист Божией Матери, написанный по памяти о. Григорием, который он читал каждый день.




Вот некоторые свидетельства об о. Григории.




– Ежедневно по утрам и вечерам, – показал Теняков, – заключенный Аверин в бараке в присутствии многих заключенных производит открыто богослужение, читая церковные книги. Проводя беседы с заключенными, убеждает их не прекращать веру в Бога, приводя при этом всевозможные примеры религиозного характера. Вокруг себя заключенный Аверин постоянно группировал священников, которые попадали в 1-й лагпункт и ожидали отправки по колоннам... с ними он проводил беседы у себя на койке в стороне от остальных заключенных.


– Ежедневно по утрам Аверин возле своей койки в присутствии заключенных совершает религиозные обряды совершенно открыто. И беседуя с заключенными вечерами и в обеденное время, старается в своих беседах внедрить заключенным веру в Бога.


– В июне месяце 1937 года Аверин по утрам и вечерам собирал вокруг себя заключенных... читал вслух молитвы и Библию. Беседуя с заключенными, убеждал их не бросать веру в Бога...


На допросе о. Григорий держался просто и твердо.


– Следствию известно, – говорил Салев, – что вы, находясь в исправительно-трудовом лагере и работая в качестве дневального, производили по утрам богослужения…


– Богослужений не проводил, но, как правило, по утрам ежедневно про себя молился, совершая крестное знамение.


– Следствию известно, что вы собирали вокруг себя заключенных и им читали отрывки из священных писаний.


– Подобный факт отрицаю, обнаруженный у меня переписанный мною акафист Божией Матери читал лично сам, не привлекая к чтению заключенных…


– Следствию известно, что вы среди заключенных проводили беседы религиозного содержания и призывали их продолжать веровать в Бога.


– Специальных бесед я не проводил, но были случаи, когда некоторые из заключенных задавали мне вопросы религиозного характера о разнице церковных течений и другие, на которые я, как человек знакомый с этими вопросами, давал ответы.


– Признаете ли вы себя виновным в том, что среди заключенных проводили религиозные беседы, а также занимались контрреволюционной агитацией, распуская слухи о скорой войне и гибели Советского Союза?


– Виновным себя в контрреволюционной агитации, а также религиозной пропаганде я себя не признаю. По убеждению я верующий человек и из-за этого ушел от политической деятельности и никаких бесед на политические темы я не вел, – ответил священник.


Салев объявил, что следствие на этом закончено.


13 сентября решилась судьба о. Григория: тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Семь дней пробыл о. Григорий в камере смертников в лагерной тюрьме. Незадолго перед последним арестом в лагере он писал из заключения родным, беспокоившимся о его судьбе: «Обо мне не расстраивайтесь и не беспокойтесь, у меня никого нет: ни жены, ни детей. Не надо бояться. Вы сами все знаете. Вы знаете, куда и к Кому мы идем».


20 сентября 1937 года священник Григорий Аверин был расстрелян. Погребен в безвестной могиле.


Места памяти

Местом памяти узников Горшорлага является поклонный крест в поселке Темиртау Кемеровской области.


Возрождение памяти о мучениках земли Кузнецкой

Часовня в честь священномученика Григория Аверина в поселке Чугунаш освящена 17 августа 2010 года Высокопреосвященнейшим Аристархом, митрополитом Кемеровским и Прокопьевским. 



Карта движения по жизни

Источники