Священномученик Петр Попов (1895–†1937)

Пресвитер

Дни памяти

25 мая

8 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых

30 августа (переходящая) - Собор Кузбасских святых

Я- враг безбожия...

Всякого, кто исповедует Меня пред людьми,

того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным,

а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я

пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:32–33).

В селе Никольское-на-Корзле Даниловского уезда Ярославской губернии в январе 1895 года в семье диакона Алексея Михайловича Попова родился сын. Будущий священномученик пошел по стопам отца и в 1912 году окончив Ярославское духовное училище, поступил в Ярославскую духовную семинарию. Но закончить семинарию ему не удалось - в 1918 году семинарию закрыли.

Никольское (Никольское в Корзле). Место рождения отца Петра. Церковь Вознесения Господня. Фото: https://sobory.ru/article/?object=23218&ysclid=mdlqgsg2br780064637

За годы учебы он приобрел не только знания и наставления в вере, но и супругу. Женился будущий священник на Елизавете Александровне. Их брак Господь благословил детьми, у них родилось три дочери: Анастасия (1918 г.р.), Ксения (1923 г.р.) и Александра (1925 г.р.).

После закрытия семинарии Петр Алексеевич устроился работать учителем в школу в селе Савинском Романово-Борисоглебского уезда (ныне Тутаевского района). Работа с детьми ему нравилась, но его не покидало убеждение, что советская школа будет распространять безбожие, а с этим он смириться не мог. Ему было ближе служение Христу, не смотря на трудности, с которыми он мог столкнуться на этом пути.

Жители села до сих пор вспоминают отца Петра как приветливого и общительного человека, очень любившего детей. В проповедях он старался донести Слово Божие и показать, насколько живо звучит оно в современное тяжелое время.

В 1921 году, по смерти своего отца, был рукоположен во священника и определен к Троицкому храму д. Здоровцево. После закрытия храма переведен ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Помогалово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии, на место отца. Затем служил в селе Вознесенье Тутаевского района.

Церковь Троицы Живоначальной, с. Здоровцево. Место первого служения отца Петра после рукоположения в 1921 году. Фото: https://sobory.ru/photo/?photo=165836

В течение десяти лет отец Петр отдавал все силы укреплению веры прихожан. В проповедях он старался донести Слово Божие, показать, насколько живо звучит оно и в ХХ веке. Говорил, что в жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо решиться взять свой крест и идти за Христом.

На следствии староста храма села Здоровцево показал, что не было ни одной службы, на которой отец Петр не говорил бы проповедь, каждая длилась не менее получаса. Поддерживал письменную связь со ссыльным духовенством: своим братом Павлом Алексеевичем Поповым и тестем отцом Александром Новоденским, оказывал им материальную помощь. Не сочувствовал Декларации митрополита Сергия (Страгородского).

13 апреля 1931 г. Отец Петр был арестован и осужден по статье 58-10 УК РСФСР (контрреволюционная агитация) к 3 годам ссылки в Казахстан. В мае 1934 г. он возвратился из ссылки и был назначен священником в храм с. Вознесенье, где служил до ареста.

Храм Вознесения Господня в селе Вознесенье, где отец Петр служил после ссылки. Фото: https://foma.ru/vybrav-soznatelno-pastyrskoe-sluzhenie-on-ne-prisposablivalsja-k-goniteljam-ne-staralsja-ugodit-vlast-imushhim-istorija-zhizni-svjashhennomuchenika-petra-popova.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera

Жизнь после ссылки не была простой, но священник продолжал свое служение. Как и до революции по двунадесятым праздникам он приходил к прихожанам в дома и служил молебны. Отец Петр был противником обновленчества и идеи лояльности Церкви по отношению к религиозной политике советской власти, по своим убеждениям он был твердым последователем святителя Тихона. Не долго удалось побыть на воле будущему священномученику - 31 июля 1936 года он был арестован в д. Помогалово и помещен в камеру предварительного заключения в Тутаеве.

В это время отец Петр сблизился с тутаевскими священнослужителями, многие из которых также прошли ссылки и заключение. Позднее он был переведен в Ярославскую тюрьму. Проходил по групповому «Делу священников Надеинского В.Ф., Попова П.А. Ярославская обл. 1936 г.». Обвинение «контрреволюционная и антисоветская деятельность». Из обвинительного заключения: «Входил в группу ИПЦ священника Надеинского. Тихоновец. Молился о находящихся в узах».

Священник обвинялся в «чтении проповедей двусмысленного содержания антисоветской направленности, произнесении молитв о заключенных, находящихся в ссылке». Кроме того отца Петра обвинили в нарушении советского законодательства: «хождении по деревням с молебнами без разрешения органов власти». Сказанная отцом Петром с амвона проповедь о том, что «служение земным благам является для человека вредным», была истолкована следствием как «противодействие культурной и зажиточной жизни колхозников». На допросе отец Петр отверг обвинение в антигосударственной деятельности: «Своими проповедями я призывал к борьбе с безбожием, а не с советской властью. Страну нашу и властей ее я не поминал во время службы в церкви по той причине, что власть безбожная, но все остальные законы советской власти и налоги на служителей культа я выполняю. По своим религиозным убеждениям я являюсь врагом безбожия».

9 декабря 1936 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Был отправлен в Мариинские лагеря Кемеровской области (Сиблаг).

Выписка из протокола. Фото: https://foma.ru/vybrav-soznatelno-pastyrskoe-sluzhenie-on-ne-prisposablivalsja-k-goniteljam-ne-staralsja-ugodit-vlast-imushhim-istorija-zhizni-svjashhennomuchenika-petra-popova.html

Как проповедовал отец Петр, так и жил:

"Мы обыкновенно всегда находим оправдание себе в том, что не служим всецело Господу. То мы говорим, что мы люди темные, работаем изо дня в день, Писания не разумеем, с утра до ночи в трудах – когда же тут служить Господу? Такое оправдание, конечно, ложь. Разве только ученым и образованным дано спасение, дано понимание воли Божией? Божия сила, Божий разум в немощи открываются. Помните, что сказал Иисус Христос: “Славлю Тебя, Отче, Господа неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение” (Лк.10:21). Вспомним, кто были апостолы? – Люди труда, простые, некнижные. А кто лучше их понял волю Божию и выполнил ее? Вспомним святого Антония Великого. Он не умел читать, а тысячи тысяч научил знать волю Божию. А преподобный Серафим Саровский? – Одним словом заграждал уста мудрецам века сего. Итак, нет оправдания тем, кто говорит, что мы люди темные и закона Божия не знаем. Закон Божий в сердце каждого написан. А дела необходимые не могут нас отлучить от Христа. Преподобный Сергий рубил дрова, молол муку, шил одежду, готовил пищу братии, строил кельи. А апостол Павел говорит про себя: “Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом день и ночь” (2Фес.3:8). А кто больше служил Господу, как не апостолы и все святые? А ныне вспоминаемый Святой Церковью из рожденных женами всех больший Предтеча и Креститель Господень Иоанн? Он все земное и житейское вменил в уметы и прах и есть величайший образец всех подвижников благочестия. Никто не должен отговариваться, что не может подражать святому Иоанну. Если всесвятый Господь указал нам на Себя, как на предмет подражания для нас, грешных, – “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф.5:48), то почему же не подражать человеку святому? Подвиги имеют свою меру, добродетели свою степень. У кого нет сил подвизаться полным подвигом Иоанна, пусть подвизается по мере сил своих. Иоанн удалился в пустыню, разорвал узы с обществом, беспрестанно молился и беседовал с Богом, а для нас довольно, если мы будем отделяться от общества злых, испорченных людей и их увеселений, если утренний и вечерний час посвятим молитве и богомыслию, если не будем под теми или иными предлогами уклоняться от богослужения».

[УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-4191; конверт с вещественными доказательствами].

На допросе о.Петр отверг обвинение в антигосударственной деятельности:

"Своими проповедями я призывал к борьбе с безбожием, а не с советской властью. Страну нашу и властей ее я не поминал во время службы в церкви по той причине, что власть безбожная: но все остальные законы советской власти и налоги на служителей культа я выполняю. По своим религиозным убеждениям я являюсь врагом безбожия".

Из допроса:

– Почему вы совершали хождение по деревням в Рождество, Пасху, Вознесение и так далее без разрешения сельсовета?

– Один раз я поручил церковному старосте Федору Галактионовичу Покичеву взять разрешение сельсовета на право хождения по деревням, но в сельсовете ему сказали, что на хождение с крестом разрешения не требуется, после чего мы никакого разрешения не спрашивали.

– Известна ли вам инструкция Комиссии ЦИК по делам культа, обязывающая всякий раз для хождения по деревням брать разрешение сельсовета?..

– Такой инструкции я не читал, но знаю, что разрешение брать надо.

– Зная, что разрешение брать надо, почему же вы нарушили закон?

– Мне сказал Покичев, что... разрешения на хождения с крестом и Евангелием не требуется.

– Покичев инвалид, неграмотный человек, он мог не понять, что ему сказали в сельсовете, и ваша ответственность совершать такое хождение по деревням только больше, когда у вас на руках не имеется разрешения. Почему вы этого не делали?

– По простоте своей я ему доверился и разрешений не брал, а хождение по деревням совершал.

– Нарушение советских законов следствие объясняет как ваше непризнание советской власти. Признаете вы это?

– У меня нет бюллетеня Комиссии по делам культа при ЦИК СССР; я даже не знаю, существует ли такая Комиссия, так как советских газет не читаю совершенно...

– Когда у вас сложилось такое убеждение, что «культурная, зажиточная жизнь без религии является делом тьмы, развратным»?

– Такие убеждения у меня сложились давно, то есть с тех пор, как я познал христианское учение, как окончил духовное училище и семинарию. И до советской... жизни я был противник этого, и сейчас, после коллективизации... так как она является безрелигиозной.

– Вы показываете неправду. До советского периода в деревне не было ни культурной, ни зажиточной жизни, кроме эксплуатации. Значит, вы против культурной и зажиточной жизни, которая наступила только в советский период, в период после коллективизации?

– Коллективизацию, которая строится не на христианских началах, я не признаю, о чем и проповедовал среди населения.

– В какой форме вы призывали колхозников не признавать «такой культурной и зажиточной жизни, которая отходит от религии»?

– В форме проповедей с церковной кафедры. Личных бесед с колхозниками не вел.

– Как воспринималась колхозниками такая ваша проповедь?

– Судя по тому, что посещение церкви не увеличивалось, очевидно, моя проповедь слабо воспринималась, и моей обязанностью было еще ревностней исполнять свою обязанность проповедника.

9 декабря 1936 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Был отправлен в Мариинские лагеря Кемеровской области (Сиблаг).

Скончался 25 мая 1937 года в Орлово-Розовском лагерном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.


Справка о смерти священномученика Петра


Карта движения по жизни