Егоров Леонид Михайлович (1898–†1937)

архимандрит

Преподобномученик Лев (Егоров Леонид Михайлович), архимандрит

Дни памяти

8 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

21 июня (переходящая) - Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых

30 августа (переходящая) - Собор Кузбасских святых

20 сентября

Преподобномученик архимандрит Лев (Егоров Леонид Михайлович) родился в 1898 году в с. Опеченский Посад Боровичского уезда Новгородской губернии. Отец его был владельцем артели ломовых извозчиков, после смерти родителей его с двумя братьями воспитывал дядя – заведующий Александро-Невским рынком в Санкт-Петербурге.

Один из братьев (Гурий) стал впоследствии митрополитом: Минским, затем – Ленинградским, и наконец – Симферопольским.

Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где был учеником профессора Державина, занимаясь у него методикой русского языка. Затем в 1915 году поступил в Петроградскую духовную академию. Одновременно, будучи студентом, преподавал словесность в средних ученых заведениях столицы.



Преподобномученик Лев (Егоров) Фото из свободного интернета 

В конце 1915 года был пострижен в монашество в Александро-Невской Лавре с наречением имени Лев, возведен в сан иеродиакона и иеромонаха (в этом же году принял монашеский постриг с именем Гурий его брат Вячеслав).

Вместе братья стали духовными сыновьями иеросхимонаха Серафима (Муравьева), будущего Вырицкого старца. Уже в 1916 г. братья Егоровы (как скоро стали называть в народе отцов Гурия и Льва) с разрешения епархиального начальства развили вместе с иеромонахом Иннокентием (Тихоновым) интенсивную миссионерскую деятельность. Они «пошли в народ», то есть обратились к рабочим и беднякам, проживавшим в районе Лиговского проспекта. Миссионерская деятельность трех молодых иеромонахов приняла несколько другие, чем до революции, формы. Они не «ходили в народ», зато народ шел к ним. Митрополит Иоанн (Вендланд) писал об этом периоде 1918 года: "По городу разнеслась слава о «братьях Егоровых». Однажды отец Гурий представился митрополиту Антонию (Храповицкому), которого раньше не знал. Когда он назвал свою фамилию, митрополит воскликнул: «А, братья Егоровы, как вас не знать, вся Россия знает братьев Егоровых!»

Иеромонах Гурий, иеромонах Иннокентий, иеромонах Лев. 1916. Фото из свободного интернета

Весной 1918 года Академия была закрыта. Поскольку занятия в академии прекратились, 30 мая духовный собор Лавры постановил «в нужных случаях» назначать иеромонаха к служению заказных литургий и других служб по обители.

Пастырская деятельность молодого иеромонаха была прервана в связи с началом кампании изъятия церковных ценностей и организованного советскими властями обновленческого раскола.

До 1922 года также вместе они подвизались в Александро-Невской лавре. Иеромонах Лев был одним из руководителей Петроградских православных братств.

После ареста митрополита Вениамина - ранним утром 1 июня 1922 агенты ГПУ схватили несколько насельников Лавры, их стали подвергать усиленным допросам, стремясь сфабриковать отдельное дело православных братств. В связи с этим производились новые аресты. 3 июня в 4 часа утра в Лавру вновь явились агенты ГПУ и предъявили ордер на обыск и арест о. Льва (Егорова), но найти его не смогли. Это же повторилось на следующую ночь. По подозрению в укрывательстве был задержан правитель дел Духовного Собора Лавры иеромонах Иларион (Бельский), а 16 июня все-таки арестован и о. Лев.

Отец Лев отбывал почти двухлетнюю ссылку сначала в Оренбургской губернии, а затем  у озера Эльтон. Во время его отсутствия в Петрограде, несмотря на репрессии, деятельность Александро-Невского братства не прекращалась, а в 1925 г. вновь начала оживляться. В 1924 году срок ссылки закончился.

На 1926-1928 гг. пришелся новый, относительно благоприятный период подвижнического служения о. Льва и существования Александро-Невского братства. Конечно, жизнь и деятельность последнего официально оставалась нелегальной, но в то же время прямо не преследовалась. В это время братство возглавляли три находившихся между собой в тесном духовном общении и единстве руководителя - отцы Лев и Гурий (Егоровы) и о. Варлаам (Сацердотский).


Священники Александро-Невского братства и иеромонахи Федоровского подворья. Фото из свободного интернета.

В октябре 1926 года назначен настоятелем одного из крупнейших соборов Ленинграда - храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых на Миргородской ул. Постепенно туда перешла большая часть членов братства и в 1930 г. два братских хора.

О. Лев был возведен в сан архимандрита и с марта 1926 г. стал исполнять обязанности благочинного монастырских подворий, преподавателя Русской литературы и члена педагогического совета Богословско-пастырского училища. С 1926 года архимандрит Лев являлся настоятелем собора Феодоровской иконы Божией Матери на Полтавской улице.

В 1927 году он был вновь арестован. В это время в Богословско-пастырском училище обучалось около 70 человек, и его популярность стала вызывать раздражение у властей, которые поручили ГПУ сфабриковать "дело Богословско-пастырского училища". В конце концов дело развалилось. 19 ноября 1927 г. всех арестованных освободили под подписку о невыезде, а через год — 10 ноября 1928 г. дело вообще было прекращено.

Архимандрит Лев пробыл настоятелем Феодоровского собора до 1932 года, преподавал русскую литературу на богословских курсах, совершил более 20 монашеских постригов, переписывался с митрополитом Иосифом (Петровых), отстаивая правильность церковной политики митрополита Сергия (Страгородского).


Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых. Фото из свободного интернета

В ночь на 18 февраля 1932 года было арестовано 500 человек, в том числе более 40 членов Александро-Невского братства. Следствие проводилось в ускоренном порядке. 22 марта 1932 г. выездная комиссия Коллегии ОГПУ вынесла подсудимым приговор. Отец Лев был приговорен к максимальному сроку наказания - 10 годам лагерей.

18 апреля 1932 г. поступил в отделение Черная речка Сибирского лагеря (Сиблага), расположенное в Кемеровской области. С конца месяца он трудился в шахте пос. Осинники под г. Новокузнецком. Работа была чрезвычайно тяжелой, и по мнению лагерного начальства о. Лев не проявлял требуемого усердия. Лагерные власти обвинили архимандрита в контрреволюционной агитации среди заключенных, специальная комиссия ОГПУ постановила перевести его в штрафной изолятор сроком на два года, а Тройка Полномочного Представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю приговорила обвиняемого к увеличению срока заключения в исправительно-трудовом лагере на два года.

В конце марта 1936 г. был переведен из изолятора в Ахпунское отделение Сиблага (на станцию Ахпун Таштагольского района Кемеровской области). Здесь он по-прежнему трудился в шахте, иногда по 14 часов в сутки возил вагонетки с породой.

На последнем допросе архимандрит Лев сказал: "Виновным себя я не признаю. И хотя я по убеждениям являюсь антисоветским человеком, но контрреволюционной агитации среди лагерников я не проводил. Я являюсь глубоко религиозным человеком, посвятившим всю свою жизнь служению Богу, и целью моей жизни является пропаганда религии в массах. Я ее вел, веду и вести буду".

С лета 1937 г. в советских лагерях, как и по всей стране, была развернута массовая кампания арестов. Началась лихорадочная фабрикация следственных дел, были сфабрикованы свидетельства надзирателей и других заключенных на о. Льва. Следствие было коротким. Уже 7 сентября следователь составил обвинительное заключение, 13 сентября Тройка Управления НКВД Западно-Сибирского края приговорила отца Льва к высшей мере наказания.

Расстрелян 20 сентября 1937 г. Сведения о месте казни и захоронения в архивно-следственном деле отсутствуют. Официально родственникам было сообщено, что он скончался 25 января 1942 г. в лагере пос. Осинники Кемеровской области от несчастного случая на шахте.

В июле 2003 года был причислен к лику священномучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Тропарь преподобномученику Льву, глас 2

Жития подвижническаго от юности возжелев, / во обитель Александро-Невскую вселился еси, / честным тружеником Христовым в ней показался еси, / и во дни гонений обеты иночества добре сохранив, / тайных общин монашеских устроителем явился еси, / сего ради заточение и убиение от безбожных претерпел еси, / и во всех испытаниях Господеви верен пребыв, / во обители небесныя вселился еси, / поминай нас, преподобномучениче отче Льве, / чтущих святую память твою.

Кондак преподобномученику Льву, глас 3

Мирскаго мятежа удалився,/ добре Богу послужил еси,/ во дни же гонений на Церковь Русскую,/ кровь твою за Христа пролиял еси/ и страданьми твоими землю нашу обагрил еси./ Темже молися, преподобномучениче Льве,/ сохранитися ей в Православии и благочестии/ до скончания века.

Молитва преподобномученика Льва (Егорова), архимандрита

О освященная и многострадальная главо, преподобномучениче Льве приснопамятне, воине Христов добропобедный, Православныя Русския Церкве сыне верный! Ты первее труды постническими душу твою очистив, демонская ополчения посрамил еси, в годину же безбожных гонений терпением мужески облеклся еси и яко жертва непорочная и благоприятная за грехи народа нашего Богу принеслся еси. Темже, яко благий раб и верный, в радость Господа твоего вшел еси. О преподобне и достохвальне страдальче, не остави ныне и нас, сродник твоих, благодарною любовию подвиг твой почитающих и заступления твоего просящих. Моли тепле всеблагаго Господа нашего Иисуса Христа, да утвердит в православии до скончания века церковь нашу, отечество и люди, да сохранит обители монашеския, верныя обетом иноческим, да дарует нам покаяние и прощение грехов и да поможет во всяцем чине и звании Ему угождати и во всех обстояниих на Него единаго уповати: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Карта движения по жизни